Что такое нецелевое использование земельного участка

 

Одно из распространённых нарушений со стороны собственников земли — нецелевое использование земельного участка. Чтобы не пришлось платить административный штраф, важно не только избегать нарушений, но и знать правовую основу данного вопроса. Узнайте, что такое нецелевое использование земельного участка и какая ответственность за это предусмотрена. Рассмотрим, чем регламентируется использование земли по целевому назначению и какой штраф грозит за нарушения.

Факторы, влияющие на размер штрафов

С начала 2015 года размеры штрафных санкций за нарушение использования земли существенно возросли. Многие из них были привязаны к кадастровой стоимости земельных участков. В основном данные санкции касались сельхоз участков, а также земель, отведённых под ИЖС, на которых не проводились соответствующие работы.

В Административном кодексе также предусматривается ответственность за то, что собственники не выполняют, взятые на себя, обязательства:

  • рекультивация участка;
  • улучшение свойств земли;
  • защита от вредных насекомых;
  • уничтожение сорняков;
  • сенокошение.

Размеры налагаемых штрафов зависят от категории, к которой относится собственник — организация либо частное физическое лицо.

Определение понятия

Собственник материальных благ имеет право распоряжаться ими так, как он пожелает. Единственное ограничение – использование имущества не должно причинять вреда другим гражданам или их собственности (даже потенциально). В случае с земельными участками дела обстоят иначе. Их ненадлежащее (нецелевое) использование – основание для наложения штрафных санкций на владельца.

Под нецелевым использованием надела подразумеваются действия собственника или других лиц, которые нельзя проводить на территории конкретного земельного участка. Дело в том, что все земли в стране поделены на несколько категорий. Они описаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ.

К примеру, выделяют следующие категории земельных участков:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • лесного/водного фондов и т.д.

Справка. Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что использовать землю разрешено только в соответствии с ее целевым назначением.

Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков«. Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить.

Если, к примеру, земля отведена под сельскохозяйственное использование, то владелец обязан пользоваться ей именно в этих целях, а не возводить жилой дом или открывать промышленное предприятие. Подобные действия потенциально наносят вред окружающей среде и самому участку.

Это утверждение касается всех земельных наделов, каждый из которых относится к той или иной категории. Для них существует обозначенный перечень действий, которые разрешено осуществлять на участках. Под нецелевым использованием земли, соответственно, подразумеваются действия, которые не входят в этот перечень.

Конкретные примеры

Чтобы лучше понять значение этого термина, необходимо привести несколько конкретных примеров. Так, каждому наделу присваивается свой ВРИ (вид разрешенного использования).

Нецелевое использование земли будет иметь место, если:

  1. Участку был присвоен ВРИ «Сельскохозяйственное использование», однако на нем сооружены офисные помещения. Поскольку земля предназначена для земледелия, размещение офиса – незаконное действие. В этом случае имеет место нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Вместо частного дома, собственник соорудил на участке здание для коммерческого предприятия. Если земле был присвоен ВРИ «Малоэтажная жилая застройка», а не «Предпринимательство», это будет нарушением.
  3. Нарушением будет считаться также возведение 9-этажного дома на участке с ВРИ «Среднеэтажная жилая застройка». По этому виду разрешенного использования допускается строительство дома высотой не более 8 этажей.

Использование земельных наделов четко регламентируется законодательством. Причем это касается не только вида деятельности, разрешенного на участке, но и возводимых на нем построек.

Проведение проверки

После получения соответствующего заявления инициируется проведение проверки. Она необходима с целью подтверждения факта использования участка по своему целевому назначению.

Порядок проведения проверки разделяется на несколько этапов:

  1. Изначально формируется Приказ, в котором утверждается комиссия. Документ составляется местным органом самоуправления.
  2. На основании Приказа комиссия совершает выезд на месторасположение земельного надела с целью личной проверки полученных сведений.
  3. На следующем этапе формируется соответствующий акт, в котором отображаются выявленные правонарушения.

Сформированный акт должен быть подписан всеми участниками процедуры проверки.

На основании составленного акта полученные сведения подлежат сверке с фактической информацией.
В случае выявленного нарушения собственник земельного надела привлекается к административной ответственности.

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе. Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Куда пожаловаться?

Такой процесс нередко инициируется соседями. Если они увидят, что земельный надел, который, к примеру, предназначен для строительства частных домов используется в сфере сельского хозяйства, то они имеют законное право обратиться в местный орган самоуправления.

Заявление

С целью подачи жалобы относительно нецелевого использования земельного участка необходимо подать соответствующее заявление, в котором отображаются:

  • адрес месторасположения надела;
  • выявленное правонарушение.

С целью минимизации рисков указать сведения с ошибками рекомендуется скачать образец заявления здесь.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.
У землевладельца будет три дня на обжалование судебного решения.

Законодательная база

Фото 2

В период утверждения правового режима земельного надела необходимо брать во внимание не только целевую категорию, но разрешенное применение. Оно может быть определено на основании принципов зонирования.

Об этом четко указано в статье 3 ФЗ РФ. Также в ней указано: эксплуатация земельного надела согласно с ее непосредственным назначением являются правомочной.

В федеральном законодательстве также уточняется, каким образом разделяются территории земельных наделов, а также фиксируются разрешения и приоритеты.

Юридический статус каждого отдельно взятого земельного надела определяется в зависимости от его категории принадлежности. Согласно законодательству, принадлежность надела устанавливается его кадастровым паспортом либо иной документацией, которая была предоставлена государственными органами.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Основы законодательства

В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса все участки разделяются по следующим категориям:

  1. Территории резервного фонда.
  2. Лесного.
  3. Водного.
  4. Промышленного (телевидение, энергетика и пр.).
  5. Охраняемые территории или объекты.
  6. Космического фонда.
  7. Оборонного.
  8. Сельскохозяйственного.
  9. Земли, которые числятся за населёнными пунктами.
  10. Отведенные под индивидуальное жилищное строительство.

Кроме категорий, классификация наделов производится по видам земель, согласно регионального зонирования. Разновидности земельных участков:

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  • огородничество;
  • садоводство.

Важнейшие документы, выданные до 2016 — кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности, содержат информацию о целевом предназначении земли. Публичная кадастровая карта также показывает разрешённое пользование конкретного земельного участка.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса, все собственники обязаны использовать земли только по их предназначению. Самовольно изменять назначение не допускается. Это делается только в процессе согласования с инстанциями, наделёнными специальными полномочиями.

Ответственность за нарушения

Нарушения в этой сфере возникают часто. Во-первых, далеко не все граждане разбираются в подобных вопросах, из-за чего нарушают законодательство, даже не зная об этом. Во-вторых, в некоторых случаях подобное поведение помогает существенно сэкономить на налогообложении (если речь идет о бизнесе).

К примеру, открытие станции технического обслуживания на участке под индивидуальное жилищное строительство даст возможность снизить фискальную нагрузку на предприятие.

Однако подобные действия наказуемы и влекут за собой применение к провинившемуся лицу санкций, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 8.8 КоАП РФ ответственность за нецелевое использование земельного участка выражается в наложении штрафа, размер которого составляет от 0,5 до 2% от кадастровой стоимости надела, в зависимости от регистрации собственника.

Если она не установлена, назначаются штрафы в размере:

  1. До 20 000 рублей – для физических лиц.
  2. До 50 000 рублей – для должностных лиц.
  3. До 100 000 рублей – для юридических лиц.

Внимание! Штраф назначается и в том случае, если земля не используется по целевому назначению в течение одного года после получения ее во владение. Его размер колеблется от 3000 рублей для физических лиц до 100 000 рублей для компаний и предприятий.

Штраф – не единственная мера, которую имеют право использовать государственные органы. Так, ст. 285 Гражданского кодекса РФ предоставляет им возможность изымать подобные владения у их собственников, если обнаруженные нарушения не будут устранены. Использование земельного участка по целевому назначению позволит избежать подобных последствий.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2019 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен. Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку. Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Фото 2

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Что это такое

Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:

  • участки сельхозназначения;
  • территории населенных пунктов;
  • земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
  • участки охраняемых территорий;
  • земли, отнесенные к лесному фонду;
  • участки водного фонда;
  • земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Собственники или владельцы земли в обязательном порядке должны соблюдать режим, установленный для определенных категорий участков. Это относится и к соблюдению целевого назначения земли, соответствующего определенной категории.

Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.

За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:

  • санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
  • прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
  • расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
  • изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.
Все перечисленные варианты ответственности могут наступать только по судебному акту, если собственник или владелец земельного надела не выполнит законное требование уполномоченных государственных ведомств.

Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.

Как накладывается ответственность за нецелевое использование земельного участка

После установления факта нарушения пользования земельным участком соответствующие органы начинают мероприятия по наложению ответственности на владельца участка. Они проходят в несколько этапов:

  • попытка решить проблему мирным способом путём переговоров с собственником;
  • составление акта обследования;
  • определение размера компенсационной выплаты;
  • направление владельцу требования с указанием сроков устранения нарушений.

Если собственник земельного участка игнорирует выдвинутые требования, и выявленные нарушения не устраняются, то составляется соответствующий протокол, который направляется в суд одновременно с исковым заявлением.

Основанием для составления протокола служит установленный факт нарушения использования земель. Данный документ состоит из следующих пунктов:

  1. Точное месторасположение данного участка.
  2. Категория, к которой принадлежит этот надел.
  3. Размеры участка.
  4. Указание норм закона, которые были нарушены.

Суд устанавливает наличие нарушения административного законодательства. При рассмотрении дела суд выносит постановление о взыскании штрафных санкций.

 Земли, на которых начато строительство жилого дома, посажен сад или возделывается огород, не подлежат изъятию.

Землевладельцу даётся срок в три дня, чтобы обжаловать полученное судебное решение.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  • Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

    Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

    Пошаговая инструкция

    Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

    • сведения о заявителе;
    • сведения о месте расположения участка заявителя;
    • сведения о нарушителе;
    • перечень допущенных нарушений;
    • просьба о проведении административной проверки.

    Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

    Проверка

    На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

    Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

    Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

    Акт проверки использования ЗУ.

    Нецелевое использование земельного участка: ответственность

    После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и КоАП РФ.

    По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

    1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

    Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

    По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

    По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

    Наказание за последующее нарушение

    Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

    • при повторном нарушении регламента;
    • при игнорировании предписания.

    Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

    Заявление об отсрочке исполнения решения.

    Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

    1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
    3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

    В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

    За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

    Ответственность за использование ЗУ без документов

    Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

    Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

    • обращением в администрацию;
    • через суд.

    Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

    1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

    КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

    Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

    влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

    Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

    • 5-10 тысяч – гражданам;
    • 20-50 тысяч – руководителям;
    • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).
    Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

    Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

    В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

    Фото 3

    Ответственность по КоАП РФ

    Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

    • в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
    • для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
    • санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.

    Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).

    Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

    • по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
    • по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
    • неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

    Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

    Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.

    Фото 4

    Рассмотрение дел о нецелевом использовании земли

    Инициатором процесса выступают государственные органы разных уровней. К примеру, подобное право есть у Росреестра. Однако, вне зависимости от причины и целей, рассматриваются подобные дела только в судебном порядке.

    Владелец земли выступает в таких случаях ответчиком. Судья при этом должен определить:

    1. Категорию, к которой относятся земли, ставшие причиной подачи иска, и их ВРИ.
    2. Использовался ли обозначенный участок в соответствии с нормами законодательства или имеет место нецелевое использование.
    3. Имеет ли право должностное лицо выдвигать обвинения в сторону ответчика.

    В большинстве случаев подобные дела касаются использования в коммерческих целях участков, предназначенных для жилой застройки, и самовольного возведения построек на наделах. Они не вызывают особых трудностей у работников судебных инстанций. Однако встречаются и довольно запутанные ситуации.

    В этом плане примечательно решение №А40-151922/2016 Арбитражного суда Московского округа. Хотя территории, которой касалось рассматриваемое дело, был присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», собственник превратил склад в офисы. Судья в своем решении указал, что в этом случае вопрос касается использования недвижимости, а не земельного участка. Это показывает, что каждый случай индивидуален и требует особого подхода.

    Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

    Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от г.

    Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

    ЗК РФ, Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
    • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
    • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
    • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
    • своевременно производить платежи за землю;
    • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
    • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
    • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

    • населённых пунктов;
    • сельскохозяйственного назначения;
    • промышленного назначения.

    Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

    Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

    Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

    В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

    Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

    Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

    Источники

    Использованные источники информации.

    • http://mirkadastra.ru/pravovye-voprosy/necelevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka.html
    • https://101jurist.com/nedvizhimost/zemlya/netselevoe-ispolzovanie.html
    • https://realtyurist.ru/zemelnyj-uchastok/necelevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka/
    • https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/
    • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovanie-zemel-ne-po-celevomu-naznacheniyu.html
    • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/zemelnoe-i-lesnoe-zakonodatelstvo/necelevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka/
    • https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/kategorii/razreshennoe-ispolzovanie/netselevoe-ispolzovanie.html
    0 из 5. Оценок: 0.

    Комментарии (0)

    Поделитесь своим мнением о статье.

    Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


    Написать комментарий